Заемная деятельность государства на внешних рынках

Бюджетный кодекс РФ различает:

• (ст. 6) целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государствен­ных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предостав-


7. Государственный и муниципальный кредит_______________________________ 191

ление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездных ос­новах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а так­же нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

• связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной ос­новах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредиторе;

нефинансовые кредиты международных финансовых органи­заций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе това­ров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет междуна­родных финансовых организаций.

Займы Федерации.Государственный внешний долг РФ включает объем обязательств по государственным гарантиям, предоставлен­ным РФ, и объем основного долга по полученным РФ кредитам пра­вительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций (ст. 98 БК).

На 1 июля 2002 г. внешний долг РФ составил 132 млрд долл. Всего за 2002 г. было выплачено 14 млрд долл. Законом о федераль­ном бюджете на 2003 г. верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2004 г. был установлен в размере 123,7 млрд долл. В 2003 г. намечено выплатить 17,5 млрд долл.

В зависимости от заемщика весь внешний долг РФ делится на две части: долг СССР, который приняла на себя Россия, и долг са­мой России. Большую часть внешнего долга СССР в зависимости от его происхождения можно разделить на кредиты Парижского и Лон­донского клубов*.

Основная сумма долга СССР приходилась на Парижский клуб, который объединяет около двух десятков государств. В основном это крупнейшие мировые кредиторы. Двойственное положение РФ за­ключается в том, что Россия одновременно выступает должником одних стран и кредитором других.

* Парижский клуб кредиторов был образован в 1956 г., когда представители ряда западноевропейских стран-кредиторов собрались для обсуждения вопроса об уре­гулировании балансов платежей по их расчетам с Аргентиной. После того как в начале 80-х годов разразился кризис задолженности развивающихся стран, регу­лярные заседания Парижского клуба стали основной формой согласования кре­диторами всех финансовых вопросов, связанных с пересмотром условий погаше­ния официальной задолженности развивающихся стран.




192___________ II. Централизованные государственные и территориальные финансы

Впервые долг СССР странам — членам Парижского клуба креди­торов был выделен в отдельную категорию при подписании соглаше­ния с Парижским клубом 2 апреля 1993 г. в соответствии с Деклараци­ей Правительства РФ от того же числа. Общая сумма выверенных дол­говых обязательств составляла на 1 января 1991 г. около 30,5 млрд долл., а сумма капитализированных процентов (начисленных по состоянию на 1 января 1991 г., но не уплаченных бывшим СССР) — 5,3 млрд долл.

Второе место по объему долга занимали межбанковские креди­ты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, используемые во внешнеторговых расчетах и предназначен­ные для учета. Интересы этой группы кредиторов представляет Лон­донский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков.

После распада СССР было объявлено, что в обмен на отказ быв­ших республик от причитающейся им доли активов Россия прини­мает на себя все внешние долги СССР. Такое непростое решение позволило нашему государству сохранить свои позиции на междуна­родных финансовых рынках и обеспечить доверие к ним потенци­альных западных инвесторов.

После принятия на себя Россией всего внешнего долга СССР, со­ставлявшего на 1 января 1992 г. 96,6 млрд долл., остро встал вопрос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в выплате кредиторам во второй половине 90-х годов ежегодно по 15—18 млрд долл. Но выполнение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны. Поэтому основ­ным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуриза­ция на максимально приемлемых для России условиях. Такой процесс означал составление нового графика выплаты долга, отличающегося от того, что вытекал из первоначальных схем кредитных соглашений.

С 1993 по 1996 г. с Парижским клубом ежегодно заключались согла­шения о реструктуризации платежей по погашению и обслуживанию задолженности. Указанные соглашения предусматривали полную или частичную капитализацию начисленных за соответствующий период процентов. Принципиальное соглашение о долгосрочной реструктури­зации с Парижским клубом стран-кредиторов было достигнуто в 1996 г.



В октябре 1997 г. было подписано Соглашение Внешэкономбан­ка с Лондонским клубом кредиторов о глобальной реструктуризации долга СССР Клубу на общую сумму 32,3 млрд долл., включая про­центы, сроком на 25 лет (отсрочка на 25 лет касается основного дол­га — 24 млрд долл.) с 7-летним льготным периодом. Однако уже 2 декабря 1999 г. Россия отложила текущие выплаты более полумил­лиарда долларов банкам — членам клуба. Начался новый раунд пе­реговоров с западными банками.


7. Государственный и муниципальный кредит____________________________ 193

Соглашение было достигнуто в феврале 2000 г. На его основе списанию подлежит 36,5% долга бывшего СССР. Остальную задол­женность РФ обменивает на новые 30-летние облигации. В том числе 6,8 млрд накопленных процентов обменены на новые еврооблигации со списанием 33% номинала, 2,8 млрд реструктурированы в отдель­ную категорию 10-летних бумаг. Первый платеж по этой категории будет проведен сразу после утверждения плана реструктуризации.

Постановлением Правительства от 23 июня 2000 г. № 478 «Об уре­гулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединен­ными в Лондонский клуб кредиторов» утверждены «Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 го­дах, выпускаемых с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовы­ми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов».

Постановлением Правительства от 29 декабря 2001 г. № 931 ут­верждены «Финансовые условия обмена коммерческой задолженно­сти бывшего СССР», которые распространяют условия, предложен­ные кредиторам Лондонского клуба, на коммерческие обязательства другим кредиторам, не входящим в Лондонский клуб.

Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 426 «Об урегулировании обязательств РФ по внешнему долгу СССР перед МВЭС и МИБ» определило финансовые условия обмена обязательств РФ по внешнему долгу СССР перед МВЭС и МИБ путем обмена этих обя­зательств на обязательства МВЭС и МИБ перед иностранными кре­диторами с их одновременным обменом на облигации внешних об­лигационных займов РФ, выпускаемых в соответствии с постанов­лением Правительства РФ № 478 от 23 июня 2000 г.

Проблемы внешней задолженности РФ связаны не только со слож­ностями погашения самих долговых обязательств, но и с низкой эффективностью использования средств.


* Кроме того, израсходовано 12 млн долл. «на информирование общественности».

Ниже приводится структура использования некоторых иностран­ных кредитов, млн долл. США, предоставленных международными финансовыми институтами.


194___________ II. Централизованные государственные и территориальные финансы

В настоящее время РФ продолжает привлекать иностранные зай­мы. Летом 2002 г. в Москве было подписано соглашение между Пра­вительством РФ и МБРР о займе для финансирования проекта по развитию Федерального казначейства. Первый транш планируется предоставить в размере 231 млн долл. Общий объем кредита 400 млн. На сегодня это самый крупный проект в сфере государственного строительства. Срок кредита — 17 лет с 5-летним льготным перио­дом. Проект должен позволить осуществлять эффективное управле­ние денежными средствами, в частности их размещение на рынке.

В программе государственных внешних заимствований на 2003 г. предусмотрено привлечь кредиты (займы) международных финан­совых организаций на развитие транспортной инфраструктуры Москвы, на строительство автомобильно-железнодорожного па­ромного сообщения между Ленинградской и Калининградской об­ластями, на строительство участков кольцевой автомобильной до­роги вокруг Санкт-Петербурга, автодороги Чита — Хабаровск и на другие цели.

Еврооблигации.Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1996 г. № 1320 Министерство финансов РФ получило задание осу­ществить от имени РФ выпуск внешнего облигационного займа в ноябре-декабре 1996 г. Первый выпуск российских еврооблигаций на общую сумму 1 млрд долл. состоялся 27 ноября 1996 г. За ним последовали другие займы.

Несмотря на исключительные сложности с мобилизацией средств после кризиса августа 1998 г., РФ не задержала ни одной выплаты по этим облигациям.

Чтобы разместить свой заем, РФ должна была получить кредит­ный рейтинг, являющийся для кредиторов основным показателем платежеспособности страны-заемщика. В 1997 г. РФ получала до­статочно высокий рейтинг. Standard & Poor's оценили Россию на ВВ— (минус), Moody's — на ВаЗ, a IBCA — на ВВ+ (плюс). С тех пор каждый год до момента истечения срока обращения евробондов три этих рейтинговых агентства обязаны проводить мониторинг фи­нансово-экономического состояния российской экономики, по ре­зультатам которого рейтинг переоценивается. После августа 1998 г. рейтинг РФ был снижен Standard & Poor's до ССС, в феврале 2000 г. он увеличен до ССС+. В 2000 г. Fitch IBCA увеличило рейтинг РФ и российских евробондов на 2 пункта — до уровня В—. Летом 2002 г. рейтинг ценных бумаг РФ в иностранной валюте составлял по Standard & Poor's В+, Moody's — ВаЗ, Fitch IBCA — ВВ~.

В 2003 г. внешние облигационные займы предполагается разме­стить на сумму до 1 250 млн долл.


7. Государственный и муниципальный кредит____________________________ 195

Займы территорий.Впервые разрешение на выпуск внешних зай­мов территориями было предоставлено Указом Президента РФ от 4 апреля 1997 г. № 304 «О выпуске внешних облигационных зай­мов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области». В соответствии с этим Указом прика­зом Министерства финансов РФ от 8 апреля 1997г. № 32н были утверждены стандарты эмиссии внешних облигационных займов органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Ни­жегородской области.

Позднее разрешение на размещение внешних облигационных займов было дано Орловской, Челябинской, Самарской областям и другим субъектам РФ. Однако на практике только три первые терри­тории успели разместить валютные займы до кризиса 1998 г. Полу­ченные средства были вложены в инвестиционные проекты, при­знанные приоритетными для данных субъектов. Так, Нижний Нов­город осуществил финансирование производства автобусов марки «ПАЗ», автомобилей «Соболь», восьмиместных гражданских самоле­тов «Гжель», строительства мясокомбината.

В связи со значительным увеличением курса доллара по отноше­нию к рублю субъекты РФ — заемщики испытывали сложности с погашением своих долговых обязательств. Несмотря на это, Москва и Санкт-Петербург своевременно и в полном объеме осуществляли платежи. Только Нижегородская область допустила просрочку, она впервые не выполнила свои обязательства в октябре 1999 г.


9568402569543710.html
9568415208850744.html
    PR.RU™