Экологический контроль.

Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экол-ой системы отличается от мониторинга тем, что представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения, в то время как мониторинг ограничивается сбором информации.

Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экол-ми условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

Главными задачами государственного экологического контроля являются:

1) проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране о/с;

2) выявление нарушений экол-их требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хоз-ой и иной деятельности;

3) проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества о/с.

Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает:

а) гос-ый контроль за соблюдением правил экологопользования имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

-прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экол-го законодательства;

-местный контроль, т. е. контроль за соблюдением законодательства об экологопользовании со стороны ОМС, которые, в отличие от прокурорских органов, вправе не только признавать незаконность тех или иных действий, но и непосредственно отменять их.;

-специальный контроль осуществляется специализированными гос-ми инспекциями по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по правильному применению агрохимикатов, по охране рыбных запасов, по охране лесов; и т. п.

б) ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от гос-го контроля,

во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно;

в) общественный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет многообразные формы (партийный контроль, осуществляемый политическими партиями, контроль общественных организаций, осуществляемый добровольными обществами, контроль органов местного самоуправления, контроль отдельных граждан.)

27. 27.Оценка воздействия на о/с. Объекты, подлежащие оценке воздействия на о/с.



Оценка воздействия на о/с – п.с. процедуру, в результате осуществления которой выявляются, аннулируются и учитываются прямые или косвенные последствия воздействия планируемой хоз-ой или иной деятельности на о/с с тем, чтобы принять решение о возможности ее осуществления.

В законодательстве закреплено, что оценка воздействия проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в т.ч. прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хоз-ую и иную деятельность с участием общественных организаций. Данная процедура основана на принципе презумпции потенциальной экол-ой опасности любой намеченной хоз-ой и иной деятельности.

Субъектный состав процедуры:

1)заказчик - юрид. либо физ. Лицо, отвечающее за подготовку документации по намеченной деятельности в соответствии с нормативными требованиями и представляющие документацию на экол-ую экспертизу;

2)исполнитель работ по оценке воздействия – физ. либо юрид. Лицо, осуществляющее непосредственное проведение процедуры, которую заказчик предоставил на проведение оценки;

3)уполномоченные гос-ые органы в области охраны о/с, представляющие заказчику или исполнителю, имеющуюся у них информацию о состоянии территории, а также информацию о воздействии на о/с.

Результаты процедуры:

1) информация о характере и масштабах воздействия на определенную среду намеченной деятельности, альтернативных ее реализации, оценке экол-х и связанных с ними соц-х, экон-х последствий и информация о возможности минимизации воздействия;

2) выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений;

3)альтернативные варианты намеченной хоз-ой и иной деятельности.

Требования к материалам оценки воздействия на о/с устанавливаются фед-ми органами исполнительной власти, осуществляющими гос-ое управление в области охраны о/с.

Оценка воздействия на о/с осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юрид. лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экол-го законодательства на стадии подготов­ки проекта. В механизме ЭП оценка воздействия на о/с выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экол-го вреда планируемой хоз-ой и иной деятельности и разработкой мер по его предупрежде­нию. Если гос-ая экол-ая экспертиза представ­ляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хоз-го, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на ста­дии подготовки соответствующего хоз-го решения.



Таким образом, внедрение в правовой природоохранный меха­низм оценки воздействия на окружающую среду позволяет не допустить появление хоз-ых и иных объектов или осуществления хоз-ой деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Оценка воздей­ствия на о/с проводится для намечаемой хоз-ой и иной деятельности, обосновывающая докумен­тация которой подлежит экол-ой экспертизе в соответст­вии с Законом об экол-ой экспертизе. Это — обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых соц-экон-х, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, проекты технико-экон-го обоснования и строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консерва­ции и ликвидации предприятий и иных объектов хоз-ой деятельности и др. Они рассматриваются как объекты экологической экспертизы.

28. 28. Требования, предъявляемые к оценке воздействия на о/с. Этапы проведения оценки воздействия на о/с.

При проведении оценки воздействия на о/с заказчик намечаемой хоз-ой и иной деятельности руко­водствуется рядом принципов:

-презумпции потенциальной экол-ой опасности любой намечаемой хоз-ой и иной деятельности;

-обязательности проведения оценки воздействия на о/с при планировании хоз-ой и иной экологически значимой деятельности, обязательности выявления и анализа альтернативных вари­антов достижения цели намечаемой хоз-ой и иной дея­тельности, включая «нулевой вариант» (отказ от планируемой деятельности);

-обеспечения участия общественности в подготовке и обсуж­дении материалов по оценке воздействия на о/с намечаемой хоз-ой и иной деятельности;

-включения в материалы по оценке воздействия на о/с лишь научно обоснованных и достоверных данных;

- обязанности заказчика предоставить всем участникам про­цесса оценки воздействия на о/с возможность своевременного получения полной и достоверной информации;

-недопущения (предупреждения) возможных неблагоприят­ных воздействий на о/с и связанных с ними со­ц-х, экон-х и иных последствий в случае реализа­ции намечаемой хоз-ой и иной деятельности.

Названные принципы являются обязательными для заказчи­ка намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Процесс оценки воздействия на о/с включает четыре этапа.

1) уведомление, предварительная оценка и составление техни­ческого задания на проведение оценки воздействия на окружаю­щую среду. Обязанности заказчика:

-подготавливает и представляет в органы власти материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности, цели ее реализации, возможные альтернативы, описание условий ее реа­лизации;

-информирует общественность о намечаемой деятельности через СМИ;

- проводит предварительную оценку воздействия на о/с;

2) проведение исследований по оценке воздействия на о/с и подготовка предварительного варианта матери­алов по оценке такого воздействия:

-определение хар-ки намеченной хоз-ой деятельности и возможных альтернатив, в т.ч. и отказ от деятельности;

-анализ состояния территории, на которую может оказать воздействие намеченная деятельность;

-оценка воздействия:

а)вероятность возникновения риска;

б)последствия;

-д.б. определены предприятия, минимизирующие или предотвращающие негативные последствия;

3) ознакомление общественности с предварительным вариан­том материалов по оценке воздействия на о/с на­мечаемой хоз-ой и иной деятельности и представление за­мечаний;

4) подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на о/с, в который д.б. включены результаты общественных слушаний.

Содержание оценки воздействия на окружающую среду.

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия наме­чаемой хоз-ой и иной деятельности на о/с в РФ.

Объекты, относительно которых проводится оценка воздейст­вия на о/с, различаются по характеру и степени возможного отрицательного воздействия на о/с. В связи с этим встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты про­ведения оценки воздействия на о/с определяется исходя из особенностей намечаемой хоз-ой и иной дея­тельности и должна быть достаточной для выявления и оценки возможных экол-х и связанных с ними соц-х, эко­н-х и иных последствий реализации намечаемой деятельности. Степень детализации и полноты проведения ОВОС оп­ределяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения гос-ой экол-ой экспертизы комис­сия может потребовать от заказчика более детального или полно­го проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на о/с для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экол-х последствий и являющихся объектом гос-ой экол-ой экспертизы уровня субъектов РФ, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Госкомэкологии России (ныне — МПР России) разрабатывают со­ответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на о/с для этих видов деятельности.

Требования, предъявляемые к материалам по оценке воздействия на о/с:

1) д. включать резюме не технического хар-ра, содержащие результаты и выводы;

2) в материалах, обосновывающих просительское решение, д. содержаться исчерпывающая информация о воздействии объекта на о/с при его строительстве и эксплуатации в нормальном режиме работы и при возможных залповых аварийных сбросов, а также аргументация выбора природоохранных мероприятий.

29. 29. Экол-ая экспертиза: понятие и виды.

Под экол-ой экспертизойпонимается установление соответствия наме­чаемой хоз-ой и иной деятельности экол-м тре­бованиям и определение допустимости реализации объекта экол-ой экспертизы.

Экол-ая экспертиза проводится в целях предупрежде­ния возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними соц-х, экон-х и иных последствий реализации объекта экол-ой экспертизы.

В соответствии с законодательством в России осуществляются гос-ая и общественная экол-ая экспертиза.

Порядок проведения гос-ой экол-ой экспер­тизы включает следующие стадии:

а) представление материалов в Министерство природных ре­сурсов РФ или его территориальные органы на уровне субъектов РФ. Гос-ая экол-ая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых за­казчиком материалов требованиям Закона, установ­ленному порядку проведения гос-ой экол-ой экспертизы и при наличии в составе всех требуемых материалов;

б) регистрация, проверка полноты и достаточности представ­ленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение МПР России (или его территориального органа). Начало срока проведения гос-ой экол-ой экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней после получения док-ов, подтверждающих его оплату;

в) формирование комиссии гос-ой экол-ой экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комис­сии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Срок проведения гос-ой экологической экс­пертизы определяется сложностью ееобъекта, устанавливае­мой в соответствии с нормативными документами фед-го специально уполномоченного гос-го органа в облас­ти экол-ой экспертизы, но не должен превышать 4 меся­цев;

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения гос-ой экол-ой экспер­тизы;

д) подписание и утверждение заключения гос-ой экол-ой экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией д. содержать обоснованные выводы о допустимости или недопустимости воздействия на о/с хоз-ой и иной деятельности, которые подлежат обязательной гос-ой экол-ой экспертизе и о возможности реализации объектов. Гос-ая экол-ая экспертиза считается завершенной после утверждения приказа Минприроды РФ либо его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией. Заключение вступает в силу с момента утверждения. В случае отрицательного заключения, заказчик вправе предоставить материалы на повторную экол-ую экспертизу с учетом переработок.

Общественная экол-ая экспертиза. Проводится либо до гос-ой экол-ой экспертизы, либо отдновременно.

Проводится общественная экол-ая экспертиза общественными органи­зациями (объединениями): 1) основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и прове­дение экол-ой экспертизы; 2) они должны быть зарегистри­рованы в установленном порядке.

Общественная экол-ая эксперти­за может проводиться в отношении объектов, по которым прово­дится и гос-ая экол-ая экспертиза. Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне общественные организации (объединения), осу­ществляющие общественную экол-ую экспертизу, наделя­ются правами:1)получать от заказчика документацию, подлежащую экол-ой экспертизе;

2)знакомиться с нормативно-технической документацией, ус­танавливающей требования к проведению гос-ой экол-ой экспертизы;3)участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий гос-ой экол-ой экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключе­ний общественной экол-ой экспертизы.Общественная экол-ая экспертиза может быть осущест­влена при условии гос-ой регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении ОМС. После подачи заявления ОМС обязан в теч. 7 дней зарегистрировать данное заявление либо отказать.

Основания для отказа в гос-ой регистрации заявления:

1)общественная экол-ая экспертиза ранее была 2 проведена в отношении объекта общественной экол-ой экс­пертизы;

2)общественная экол-ая экспертиза проводилась в от­ношении объекта, сведения о котором составляют гос-ую, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

3)порядок гос-ой регистрации общественной орга­низации (объединения) не соответствует установленному поряд­ку;

4)устав общественной организации (объединения), организую­щей и проводящей общественную экол-ую экспертизу, не соответствует требованиям Закона об экол-ой экспертизе;

5)требования к содержанию заявления о проведении общест­венной экол-ой экспертизы, предусмотренные Законом, не выполнены.

Между гос-ой и общественной экол-ой экспертизой имеется 2 существенных различия:

1)общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная – обязательной;

2) заключение общественной экол-ой экспертизы приобретает юрид. силу после утверждения его специаль­но уполномоченным гос-ым органом в области экол-ой экспертизы, заключение гос-ой экол-ой экспертизы с момента утверждения Минприроды.


9570675454113225.html
9570713170786911.html
    PR.RU™